
Реклама – двигатель торговли. Но только ли
она? Что обеспечит покупку новой вещи надежнее, чем выход из строя
старой? Сегодня мы поговорим о так называемом запланированном старении
устройств, ведущим к их поломке раньше, чем нам того хотелось бы.
Как мы знаем, большинство компаний-производителей товаров широкого потребления обновляет модельные ряды своей техники раз в год, а то и чаще. В случае с Hi-Tech это еще можно объяснить прогрессом и ростом характеристик, но большинство бытовой техники достигло своего пика возможностей еще в 90-х годах. Кстати, компании с продуктами премиального уровня имеют обычно гораздо более низкие темпы обновления линеек.
Выпущенные в незапамятные времена утюг вполне может быть использован по прямому назнчаниею и сегодня.
Причина настолько проста, что ее даже не очень удобно озвучивать. Хороший утюг или швейная машинка служили в прошлом веке половину жизни. Да, это были не самые элегантные или стильные устройства, но они работали, и порой довольно качественно. Много ли у нас в домах осталось тех же утюгов 90-х годов выпуска? Именно к этому времени окончательно сформировалась тенденция по созданию одноразовых вещей, которые можно регулярно продавать одному и тому же человеку. А чтобы радость покупки каждый раз была полной, постоянно изобретаются сомнительные функции и дизайнерские изыски.
Точно неизвестно, кому и когда пришло в голову намеренно вносить в конструкцию дефекты, чтобы техника служила меньше, чем могла бы. Но, скорее всего, произошло это еще в начале прошлого века – со стартом крупных массовых производств.
Первым известным свидетельством намеренного снижения срока службы товаров была организация «Phoebus cartel», существовавшая с 1924 по 1939 годы и объединявшая крупнейших на то время производителей электрических лампочек Osram, Philips и General Electric.
Производители договорились установить срок службы своих лампочек на
уровне 1000 часов. Утверждалось, что более долговечные лампочки
нецелесообразны, поскольку требуют больше электричества и усилий при
производстве. Считается, что особой эффективностью работа картеля не
отличалась – к нему присоединились далеко не все производители. В 1942
году создание подобных организаций было официально запрещено законом
США, хотя к компаниям «лампочной» картели никаких санкций не применили.
«Золотой эрой» бытовой техники и электроники обычно называются 70-е годы прошлого века: именно в конце этого десятилетия наиболее массово стали появляться «одноразовые» вещи. В принципе, «одноразовость» может быть результатом обычной экономии (пластиковые шестерни и подвижные элементы вместо металлических, например). Тут, правда, производитель может легко возразить, что таким образом технику сделали легче и доступнее, и он будет, в общем-то, прав. Если перед вами лежат два прибора – один тяжелый и старомодный, да еще и дороже, а второй легкий, современный и недорогой, какой вы выберете? Массовый потребитель уже проголосовал за второй вариант.
Второй «безобидный» способ сократить вещи срок службы – сделать ее конструкцию модульной, а доступ в модуль максимально затруднить. С развитием пресс-форм для пластика и новых методов работы с ним это стало весьма просто. В результате, когда в вашей технике перегорает один радиоэлемент или ломается одна шестерня, в мастерской только разведут руками и предложат оплатить замену целого блока, цена которого, ну, скажем, 65% от цены нового устройства. Большинство потребителей выберут покупку новой вещи, запустив цикл запланированного старения заново.
И, опять же, совершенно ясна производственная необходимость таких решений: потребитель сам голосует рублем за более дешевую вещь, а ведь в стоимость товара включена и оплата за подготовку кадров для сервиса. Уровень квалификации, требуемый для диагностики и замены целых блоков, заметно ниже, чем для полноценного ремонта. А значит, и платить такому работнику можно меньше.
Сейчас мы совершенно нормально воспринимаем системное устаревание продуктов. Смена процессорного разъема, формата аккумуляторов, соединительных гнезд. Даже видимое поддержание на протяжении более чем 50-ти лет совместимости фотообъективов с камерами у крупных японских производителей совсем не полное – многие старые объективы не могут полноценно работать на некоторых новых «тушках». Опять же, нельзя назвать такой вид устаревания полностью злонамеренным – стандарты и форматы совершенствуются, порой, правда, заходя в тупик. На этом поле все еще выручает конкуренция – товары одного типа обычно производит множество компаний, и им приходится поддерживать какой-то один стандарт в течение более-менее длительного времени (т.к. если одна компания сменит стандарт произвольно, это приведет к резкому оттоку потребителей).
Пожалуй, первым серьезным скандалом, связанным с запланированными поломками, было обнаружение искусственно спровоцированного выхода из строя некоторых струйных принтеров Epson. Простейшая манипуляция со стороны пользователя на раз «чинила» такие принтеры, и было сложно объяснить производственной необходимостью механизм запланированной поломки. Но струйные принтеры такие дешевые, что всерьез волноваться по данному поводу никто не стал. Так, несколько разоблачительных роликов на YouTube да пара гневных высказываний в адрес компании. Как гласит одна старая пословица, «собака лает, а караван идет».
Даже культовая по надежности и качеству своих товаров Apple
использует данный прием. Вспомним несменный аккумулятор iPhone, который
приходит в негодность примерно через год-полтора эксплуатации (до 500
циклов заряда-разряда), что оказывается аккурат к выходу свежей модели.
Заменить, конечно, можно, только процедура эта дорогая, изымает телефон
на длительное время, в общем, всячески стимулирует к покупке нового
аппарата, а не решению проблемы старого.
Кто виноват, и что делать? Виноваты, очевидно, мы сами. Желаем жить в современном обществе западного типа, движимом постоянным ростом потребления, и должны потреблять сами, причем с не меньшим темпом, чем того требует индустрия. Снижение темпов потребления на глобальном уровне в конечном итоге приведет к падению качества жизни, так что эту модель следует либо принять, либо изолировать себя от благ цивилизации.
На современных производствах есть особая должность «удешевителя»: так называемый value engineer – это сотрудник, который оптимизирует качество продукта до такого уровня, чтобы он мог прослужить лишь запланированное время, но не более. За редким исключением (Германия и Великобритания) запланированное устаревание никак не ограничивается законом.
А вот ответ на вопрос «что делать» зависит от того, насколько серьезной вам кажется данная проблема. Если, в принципе, ничего страшного в том, чтобы купить раз в пару лет новые чайник и принтер, нет, то можно и ничего не делать. Повторюсь, запланированное старение – не глобальный заговор и не способ сделать нашу жизнь хуже. Напротив, это следствие того, что наша жизнь стала лучше. Но если просто не хочется так часто менять технику – обращайте внимание на модели, использующие минимум «наворотов», но при этом достаточно дорогие. Некоторые компании все еще выпускают технику по «старым» заветам, но это в большинстве случаев техника премиум-класса с соответствующей ценой. Первый признак такой компании – наличие в продаже моделей 5-10-летней давности и медленное обновление линеек.
Также можно пообщаться с теми, кто ремонтирует технику: наличие на складе запчастей для устройства, выпущенного более 10-лет назад – очень хороший знак. Но «подают» нам эти знаки сейчас все реже и реже.
http://nnm.me
Как мы знаем, большинство компаний-производителей товаров широкого потребления обновляет модельные ряды своей техники раз в год, а то и чаще. В случае с Hi-Tech это еще можно объяснить прогрессом и ростом характеристик, но большинство бытовой техники достигло своего пика возможностей еще в 90-х годах. Кстати, компании с продуктами премиального уровня имеют обычно гораздо более низкие темпы обновления линеек.

Причина настолько проста, что ее даже не очень удобно озвучивать. Хороший утюг или швейная машинка служили в прошлом веке половину жизни. Да, это были не самые элегантные или стильные устройства, но они работали, и порой довольно качественно. Много ли у нас в домах осталось тех же утюгов 90-х годов выпуска? Именно к этому времени окончательно сформировалась тенденция по созданию одноразовых вещей, которые можно регулярно продавать одному и тому же человеку. А чтобы радость покупки каждый раз была полной, постоянно изобретаются сомнительные функции и дизайнерские изыски.
Точно неизвестно, кому и когда пришло в голову намеренно вносить в конструкцию дефекты, чтобы техника служила меньше, чем могла бы. Но, скорее всего, произошло это еще в начале прошлого века – со стартом крупных массовых производств.
Первым известным свидетельством намеренного снижения срока службы товаров была организация «Phoebus cartel», существовавшая с 1924 по 1939 годы и объединявшая крупнейших на то время производителей электрических лампочек Osram, Philips и General Electric.

«Золотой эрой» бытовой техники и электроники обычно называются 70-е годы прошлого века: именно в конце этого десятилетия наиболее массово стали появляться «одноразовые» вещи. В принципе, «одноразовость» может быть результатом обычной экономии (пластиковые шестерни и подвижные элементы вместо металлических, например). Тут, правда, производитель может легко возразить, что таким образом технику сделали легче и доступнее, и он будет, в общем-то, прав. Если перед вами лежат два прибора – один тяжелый и старомодный, да еще и дороже, а второй легкий, современный и недорогой, какой вы выберете? Массовый потребитель уже проголосовал за второй вариант.
Второй «безобидный» способ сократить вещи срок службы – сделать ее конструкцию модульной, а доступ в модуль максимально затруднить. С развитием пресс-форм для пластика и новых методов работы с ним это стало весьма просто. В результате, когда в вашей технике перегорает один радиоэлемент или ломается одна шестерня, в мастерской только разведут руками и предложат оплатить замену целого блока, цена которого, ну, скажем, 65% от цены нового устройства. Большинство потребителей выберут покупку новой вещи, запустив цикл запланированного старения заново.
И, опять же, совершенно ясна производственная необходимость таких решений: потребитель сам голосует рублем за более дешевую вещь, а ведь в стоимость товара включена и оплата за подготовку кадров для сервиса. Уровень квалификации, требуемый для диагностики и замены целых блоков, заметно ниже, чем для полноценного ремонта. А значит, и платить такому работнику можно меньше.
Сейчас мы совершенно нормально воспринимаем системное устаревание продуктов. Смена процессорного разъема, формата аккумуляторов, соединительных гнезд. Даже видимое поддержание на протяжении более чем 50-ти лет совместимости фотообъективов с камерами у крупных японских производителей совсем не полное – многие старые объективы не могут полноценно работать на некоторых новых «тушках». Опять же, нельзя назвать такой вид устаревания полностью злонамеренным – стандарты и форматы совершенствуются, порой, правда, заходя в тупик. На этом поле все еще выручает конкуренция – товары одного типа обычно производит множество компаний, и им приходится поддерживать какой-то один стандарт в течение более-менее длительного времени (т.к. если одна компания сменит стандарт произвольно, это приведет к резкому оттоку потребителей).
Пожалуй, первым серьезным скандалом, связанным с запланированными поломками, было обнаружение искусственно спровоцированного выхода из строя некоторых струйных принтеров Epson. Простейшая манипуляция со стороны пользователя на раз «чинила» такие принтеры, и было сложно объяснить производственной необходимостью механизм запланированной поломки. Но струйные принтеры такие дешевые, что всерьез волноваться по данному поводу никто не стал. Так, несколько разоблачительных роликов на YouTube да пара гневных высказываний в адрес компании. Как гласит одна старая пословица, «собака лает, а караван идет».

Кто виноват, и что делать? Виноваты, очевидно, мы сами. Желаем жить в современном обществе западного типа, движимом постоянным ростом потребления, и должны потреблять сами, причем с не меньшим темпом, чем того требует индустрия. Снижение темпов потребления на глобальном уровне в конечном итоге приведет к падению качества жизни, так что эту модель следует либо принять, либо изолировать себя от благ цивилизации.
На современных производствах есть особая должность «удешевителя»: так называемый value engineer – это сотрудник, который оптимизирует качество продукта до такого уровня, чтобы он мог прослужить лишь запланированное время, но не более. За редким исключением (Германия и Великобритания) запланированное устаревание никак не ограничивается законом.
А вот ответ на вопрос «что делать» зависит от того, насколько серьезной вам кажется данная проблема. Если, в принципе, ничего страшного в том, чтобы купить раз в пару лет новые чайник и принтер, нет, то можно и ничего не делать. Повторюсь, запланированное старение – не глобальный заговор и не способ сделать нашу жизнь хуже. Напротив, это следствие того, что наша жизнь стала лучше. Но если просто не хочется так часто менять технику – обращайте внимание на модели, использующие минимум «наворотов», но при этом достаточно дорогие. Некоторые компании все еще выпускают технику по «старым» заветам, но это в большинстве случаев техника премиум-класса с соответствующей ценой. Первый признак такой компании – наличие в продаже моделей 5-10-летней давности и медленное обновление линеек.
Также можно пообщаться с теми, кто ремонтирует технику: наличие на складе запчастей для устройства, выпущенного более 10-лет назад – очень хороший знак. Но «подают» нам эти знаки сейчас все реже и реже.
http://nnm.me
Комментариев нет:
Отправить комментарий