Биография Эдит Пиаф не похожа на сказку: к этой
хрупкой, но удивительно стойкой женщине судьба была и сурова, и благосклонна.
Певица рано познала горечь утрат и тяжесть клеветы. Она любила и была любима,
знала цену дружбе и таланту.
Верить в чудо
Эдит Джованна Гассион — так звали будущую
звезду-шансонье — родилась 19 декабря 1915 года у неизвестной актрисы Аниты
Майяр, которая довольно быстро оставила ребенка на попечение своей матери.
Бабушка, чтобы успокоить плачущую крошку, поила ее разбавленным вином. Здоровью
малышки это, конечно, не способствовало. К счастью, отец девочки, Эдит Луи
Гассион, забрал дочь и отвез к другой бабушке — своей матери в Нормандию.
Рассказывая о своей жизни, Эдит Пиаф часто вспоминала о чудесном исцелении,
которое произошло в монастыре святой Терезии: «В четыре года я заболела
конъюнктивитом и ослепла. Жила я тогда у бабушки в Нормандии. 15 августа 1919
года эта славная женщина отвезла меня в Лизье, где у алтаря святой Терезии я
преклонила колено, молясь о том, чтобы святая вернула мне зрение. Десять дней
спустя я снова стала зрячей. С тех пор я не расстаюсь с образами святой Терезии
и младенца Иисуса».
Поэтому: не стоит сдаваться в плен постигнувшим
несчастьям и терять надежды на лучшее. Чудеса случаются чаще, чем кажется, а
иногда мы можем совершить их сами.
Сделать решающий шаг
Школьная жизнь Эдит Пиаф была
недолгой. Ее бабушка содержала публичный дом, и девочка быстро стала поводом
для насмешек сверстников. Так и не научившись писать без ошибок, Эдит начала
гастролировать с бродячим цирком, в котором работал отец. Ее первой любовью
стал светловолосый юноша Луи из рабочего квартала. Свою дочурку Марсель, дитя
этой любви, она потеряла рано. Ребенок умер от менингита, но сама Эдит винила в
ее смерти свою нищету и полуголодное существование. Нужда заставила
зарабатывать на жизнь пением на улице. Многие считают этот момент поворотным в
биографии Эдит Пиаф: так девушку заметил Луи Лепле, владелец известного в
Париже ресторана «Жерни».
Именно на сцене «Жерни» она получила имя Пиаф —
«воробышек». Первое серьезное выступление состоялось тоже здесь. Облик девушки,
вышедшей на сцену, не очень соответствовал настроению публики, которая пришла
развлечься. Потрепанная юбчонка и свитер, рукав которого она не успела довязать
и прикрыла шарфом, не соответствовали роскошной обстановке ресторана.
«Я бы охотно повернулась и ушла со сцены, —
признавалась позднее Эдит Пиаф, — но
дело в том, что я не из тех, кто пасует перед трудностями. Наоборот, они еще
более подстегивают меня. В тот момент, когда я уже чувствую себя побежденной, у
меня откуда-то берутся новые силы для продолжения борьбы. Я не покинула сцену.
Прислонившись к колонне, заложив назад руки и откинув голову, я начала петь». В
какой-то момент шарф упал и открыл недовязанный рукав. Но публика уже была
очарована и на такие детали просто не обратила внимания. Певицу ждали бурные
овации.
Поэтому: иногда для преодоления собственной
робости или страха не хватает одного решающего шага. Это шаг, который отделяет
нас от победы. Боясь неизвестности, мы не делаем его и теряем значительно
больше.
Проститься с теми, кто хочет вас оставить
Когда Луи Лепле убили и в газетах появились
сообщения о причастности к этому убийству юной певицы из «Жерни», репутация и
жизнь Эдит Пиаф были испорчены. Она потеряла не только работу, но и
многочисленных поклонников. Началась травля. «Мое горе? Кому до него было дело!
Главное заключалось в том, чтобы ежедневно давать пищу читателю, жаждущему
скандала. Эта драма превращалась под пером борзописцев в трагический роман с
продолжением, героиней которого — и, вероятно, весьма колоритной — была я», — с
горечью вспоминала великая певица.
Но нашлись и люди, которые поддержали ее в эти
трудные дни. Среди них был Реймон Ассо — поэт, создавший стиль песен Пиаф и
написавший для нее множество текстов. С его помощью робкий «воробышек» стал
«соловьем» — звездой первой величины, которую боготворили миллионы. Именно он
создал тот образ певицы, который знает весь мир: начитанной женщины, с хорошим
вкусом и манерами.
Реймон Ассо полюбил Эдит, и через некоторое время
она ответила ему взаимностью. Однако позже «ученица» стала тяготиться
отведенной ей ролью. Но и когда они расстались, Эдит всегда помнила о том, что
сделал для нее этот человек.
Поэтому: иногда жизнь помогает переосмыслить роль
тех, кто нас окружает. Те, кого мы считали друзьями, вдруг оказываются
совершенно чужими людьми и не могут поддержать в трудной ситуации. Зато те, от
кого не ждешь никакой помощи, вдруг оказываются рядом и готовы подставить
плечо.
Собраться с силами и проявить волю
Она никогда не была красавицей, но была в ней
какая-то сила, которая влекла к этой хрупкой женщине лучших мужчин того
времени: Шарль Азнавур, Жак Пилс, Жан Маре, Ив Монтан, Жан Кокто… Любовью всей
жизни для Эдит Пиаф стал Марсель Сердан.
Боксер, чемпион мира, он носил
ее на руках в прямом и переносном смысле этого слова. Они были настоящими
друзьями. Примерный семьянин, отец троих детей, он вдруг стал безрассудным.
Конечно, их связь тут же стала обрастать сплетнями и слухами. Однажды, во время
пресс-конференции он публично заявил: «Хотите знать, люблю ли я Эдит Пиаф? Да,
люблю! Да, она моя любовница, только потому, что я женат». Сплетни
прекратились. Но счастье оказалось коротким. Любимый погиб в авиакатастрофе, и
жизнь для нее после этого словно остановилась. Вскоре и сама Эдит Пиаф попадает
в аварию. Причем дважды. Ее собирают буквально по частям. Не выдержав боли,
принимает морфий, который начинала употреблять после гибели Марселя. Она могла
бы оказаться на дне жизни, как это часто случается и с сильными людьми. Но
певица побеждает, превозмогает себя и снова выходит на сцену. Творческая
биография Эдит Пиаф продолжается. Позднее она сама себя строго судила за
прошлое: «Ценой больших жертв я отказалась строить свое личное счастье на руинах
и слезах, после того как смерть вырвала в самом расцвете славы знаменитого
чемпиона, с которым меня связывала искренняя дружба».
Поэтому: необходимо обладать
волей, чтобы исправлять допущенные ошибки, корректировать свою судьбу,
осознавать свои недостатки. И тогда, даже сбившись с курса, можно остаться
собой и вернуться к своему призванию.
Быть щедрой
Она помнила о том, как ей было трудно в начале
творческой карьеры, и поэтому всегда старалась помочь начинающим исполнителям.
«Те, кто не может понять, что побуждает меня оказывать помощь певцу, те
никогда, по-видимому, не знали глубокой радости скульптора, придающего
определенную форму куску мрамора. Нет, они никогда не знали этой радости, иначе
не задали бы мне такого вопроса. Я люблю творить, и чем труднее задача, тем
сильнее мое желание преодолеть все преграды. Какое же это не сравнимое ни с чем
наслаждение — учить, отдавать людям свои знания». Свои гонорары Пиаф тратила
щедро, ничего не накопив за свою жизнь.
Один из молодых певцов, которому она
покровительствовала, 26-летний грек Тео Сагапо, стал ее мужем, и разница в
возрасте в 21 год не остановила Пиаф. Ради него она перешла из католицизма в
православие, так как Тео хотел венчаться в греческой церкви. Они пробыли вместе
всего лишь год: жизнь Эдит Пиаф оборвалась 11 октября 1963 года. Миллионы людей
оплакивали ее смерть, понимая всю тяжесть утраты. Сагапо пережил любимую на
семь лет: он погиб в автокатастрофе и был похоронен в одной могиле с великой
певицей.
Поэтому: если ориентиром во всех поступках будет
любовь к окружающему миру, людям, делу, которым мы занимаемся, это сделает нас
сильнее. Так жила Эдит Пиаф. И люди любили и принимали ее такой, какой она
была: искренней и настоящей.
Татьяна Седова
— Я пою не для всех — я пою для каждого!
— От мужчины нужно уйти до того, как он подумает,
не уйти ли ему.
— Я умираю от любви пятьсот раз за вечер.
— Даже телефонный справочник можно спеть так, что
весь зал будет рыдать.
— Когда любовь остывает, ее нужно или разогреть,
или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте.
— От любовного пожара не застрахуешься.
— Если у мужчины красивые руки, по-настоящему
красивые, он не может быть уродливым внутри. Руки не лгут, как лица.
— Певцов много — артистов мало!
— Если это история, я предпочитаю о ней читать, а
не участвовать в ней.
— Я всегда отличала друзей от наперсников. С
друзьями мне приятно поговорить, от наперсников я ничего не скрываю.
«Я умру, и столько будет обо мне сказано, что
никто не узнает, чем же я была на самом деле...
Вот потому, пока у меня есть еще время, я хочу
сказать о себе сама. Рискуя нарваться на скандал. Рискуя показаться жалкой...
Моя жизнь была отвратительной, это правда. Но моя
жизнь была и восхитительной. Потому, что я любила прежде всего ее, жизнь. И
потому я любила людей, своих друзей, своих любовников.
Но я любила и незнакомых, тех незнакомых, из
которых состояла моя публика, та, для которой я пела, для которой хотела
умереть на сцене вместе с последней песней своей...
Это та толпа, которая, я надеюсь, будет провожать
меня в последний путь, потому что я не люблю одиночества. Ужасного одиночества,
что сжимает вас в объятиях на заре или с наступлением ночи, когда спрашиваешь
себя; стоит ли еще жить и для чего жить?...
Мне бы хотелось, чтобы те, кто прочтет эту мою,
быть может, последнюю «исповедь», сказали бы обо мне, как о Марии Магдалине:
«Ей многое простится, ибо она много любила».
Эдит Пиаф «Моя жизнь»
Комментариев нет:
Отправить комментарий